воскресенье, 1 марта 2015 г.

ДЕМОНЫ И БОГИ ПРЕИСПОДНЕЙ В ЭТРУССКОЙ МИФОЛОГИИ



ФЕРСУ

Ферсу – один из древнейших этрусских персонажей Загробного мира. Он более древний демон, чем Тухулка. Эргон указывает на сходство между именами Phersu и Phersephnei (Персефоны). Такое сходство и причастность Ферсу к мучениям и смерти позволяют отнести его к демонам смерти. Для того, чтобы выявить его роль в этрусском пантеоне, рассмотрим, как его изображали этруски.
На изображении Ферсу в могиле Авгуров присутствует собака-волк, что указывает на хтонический характер демона, так как по этрусской традиции волк имеет хтоническую природу. Подобные сюжеты встречаются также в гробницах Олимпиады и Пульчинеллы. Вспомним тот факт, что царь Загробного мира Аита носил на голове волчий скальп. На фреске изображена борьба человека, на голову которого надет мешок, с диким зверем – волком или собакой, натравленным на него Ферсу. Человек в данной сцене, видимо, Геракл, так как на изображении имеется дубина, являющаяся его атрибутом. Кроме того, как в могиле Авгуров, так и в могиле Олимпиада Ферсу – участник, а возмржно, и руководитель проводимой игры. В могиле Пульчинеллы он изображен в комическом виде, убегающим.
Другим фактором, определяющим роль Ферсу, является само его имя. Имя Ферсу семантически произошло от этрусского слова phersu – «персонаж в маске», от него происходит и латинское слово persona. Все эти детали являются свидетельством существования у этрусков театрализованных представлений, где основным действующим лицом был Ферсу. Целью таких представлений было облегчение душе ее загробного путешествия. Есть основания полагать, что в случае победы человека над собакой Ферсу изгонялся со сцены. К таким ритуальным действиям у этрусков относились конные ристалища, различные единоборства, гладиаторские бои и травля людей собаками. Все эти праздники были впоследствии заимствованы у этрусков римлянами, которые утратили сакральный смысл проводимых действий и рассматривали их просто как развлечения.
Ферсу был демоном, который осуществлял очень важную функцию. Он отвечал за магию замещения, иными словами, этот демон помогал этрусским жрецам переводить замещающие действия в их прототип. Разыгрываемое действие с его помощью становилось настоящим. Этим не ограничивались функции Ферсу. Он, как это видно из его изображений, проводил испытания душ в Загробном царстве и осуществлял сакральную связь между участниками поминальных и праздничных действий с Загробным миром. Такая связь очень часто базировалась на кровавых жертвоприношениях. Так, в поэме Гомера Одиссею для того, чтобы привлечь души предков, необходимо было принести в жертву черного барана.
Для более сильных магических ритуалов, связанных с Подземным миром, этруски использовали и человеческие жертвоприношения, например гладиаторские бои, где более достойный или удачливый гладиатор во время поединка приносил в жертву своего менее удачливого собрата. Менее кровавые состязания, такие как конные ристалища и единоборства, проводились с двоякой, даже троякой целью. Один из смыслов заключался, как и в наши дни, в том, чтобы выявит достойнейшего. Второй смысл был в том, чтобы потешить и ублажить богов, которым посвящался праздник или поминовение. Это своеобразное жертвоприношение было действием, услугой. Третий и, видимо, важнейший смысл заключался в передаче душе энергии и качеств победителей в играх, что было необходимо для ее посмертного воцарения. Из вышесказанного следует, что демон Ферсу играл очень значительную роль в мифологии и ритуалах этрусков. Он даже в какой-то мере стал прототипом театрального актера и покровителем театра.


ТИФОН

Разновидность существ Подземного мира предстает на древних барельефах Болоньи. На одном из них душа умершего в одежде воина на коне въезжает в Загробное царство, а навстречу ему поднимается змееногий демон. Демон похож на изображение Тифона или греческие изображения титанов. Змееногость оттеняет его хтоническую древнюю природу.
Макробий дает описание нескольких форм змееногих гигантов, изображения которых часто встречаются на древних монументах.
Существует версия, что Тифон является символом вулканической силы, и само греческой имя Тифона произошло от слова “дым”.


ЗМЕИ

Змея – хтонический атрибут этрусских богов и принадлежность жреческого культа. Жрецы, вызывая демонов, держали в руках змей. У Ливия описано, как римские солдаты, увидев бегущих впереди войска этрусских жрецов со змеями и факелами в руках, отступили. Консулам и легатам с большим трудом удалось предотвратить их бегство.
Змеи изображены в руках демона Тухулки; они атрибуты царицы Загробного царства Ферсифай, иногда заменяют ей волосы. В качестве параллелей можно указать на Медузу Горгону со змеями вместо волос и на крито-микенские статуэтки богинь со змеями в руках.
На черепице домов, наряду с конями и аистами – представителями стихий воды и воздуха соответственно, изображались и змеи – представители стихии земли и Подземного царства. Кроме того, змея в этрусской и римской, а отчасти и славянской традиции, – символ побегов и корней растений, указывающий на плодородную силу земли и подземных богинь. Широко известно, что змея – символ мудрости и олицетворение идеи перерождения, с которой змеи связаны как существа, меняющие кожу, омолаживающиеся в новой чешуе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий